Продолжение.
ВОЗУШНО-ДЕСАНТНАЯ ОПЕРАЦИЯ
И когда ввод войск в Афганистан стал очевидным, то потребовалось применить 103-ю воздушно-десантную дивизию, находившуюся в европейской части СССР за несколько тыс. км от границы Афганистана (пункт постоянной дислокации - г. Витебск, командир соединения - генерал-майор Рябченко И. Ф.).
В середине декабря 1979 г. 103-я воздушно-десантная дивизия была поднята по боевой тревоге и с полным боекомплектом и запасами выведена в исходный район, а затем к аэродромам взлета частей ВТА. Штабы ВДВ и ВТА к этому времени уже спланировали переброску дивизии из Белоруссии и десантирование ее в Афганистан на аэродромы Кабул и Баграм.
Для этих целей был задействован почти весь самолетный парк ВТА. Предусматривались промежуточная дозаправка самолетов на аэродромах Поволжья, Южного Урала и Казахстана. Там же предполагалось покормить горячей пищей десантников.
Вся подготовка к переброске и десантированию войск проходила скрытно под видом проведения тактических учений с практическим десантированием. Начиналась она приведением частей в повышенную боевую готовность.
Десантирование (кроме подразделений, предназначенных для захвата аэродромов с целью обеспечения высадки главных сил десанта) планировалось осуществить посадочным способом.
Поскольку аэродромы исходного района находились на значительном удалении от мест дислокации частей дивизии, выдвижение войск к аэродромам осуществлялось комбинированным способом: на ближайшие аэродромы - своим ходом и железнодорожным транспортом, на самые отдаленные - самолетами ВТА.
Для обеспечения скрытности боевая задача частям и подразделениям ставилась предварительная и только на десантирование (без раскрытия районов и аэродромов высадки). Личный состав получил задачу готовиться к десантированию и вступления в бой сразу после высадки.
Части и подразделения десанта несколько суток находились на аэродромах исходного района. Вооружение и техника были загружены в самолеты. На некоторых аэродромах они сосредоточивались в полевых парках, сгруппированные по самолетным группам. Старший каждой группы знал номер самолета, место стоянки и фамилию командира экипажа. Это впоследствии обеспечило быструю погрузку и посадку.
Личный состав был экипирован по-зимнему. Кроме валенок, каждый десантник имел сапоги, которые одевались в зависимости от погоды. Боевое снаряжение включало личное оружие, укомплектованный рюкзак и другое необходимое имущество.
Техническое и тыловое обеспечение десанта в исходном районе осуществлялось силами и средствами аэродромно-технических частей ВВС. Это способствовало сохранению запасов материальных средств частей 103-й вдд. Для поддержания боеготовности БМД и автотранспорта в условиях низких температур аккумуляторные батареи периодически подзаряжались. В самолетах, загруженных боевой техникой, при нахождении их на стоянках, поддерживался надлежащий температурный режим. Эскадрильи и полки ВТА, десантирующие передовые отряды десанта для захвата аэродромов, могли взлететь через 40-50 минут после получения приказа.
Горные районы Афганистана, как правило, скалистые с большими превышениями и крутыми склонами. Они доступны для современной техники ограниченно (только, как правило, вдоль основных дорог). В пеших боевых порядках подготовленные войска могут действовать вдоль долин и хребтов. В поперечном направлении большая часть горных массивов труднодоступна для действий не только моторизованных, но и пеших частей и подразделений.
Фото: Леонид ЯКУТИН
Десантирование 103-й гв. вдд осуществлялось посадочным способом. Выброска передовых отрядов не потребовалась. Оба аэродрома (Кабул и Баграм) к этому времени были взяты под контроль подразделениями 345-го опдп.
Условия посадки и взлета близко расположенных аэродромов Кабул и Баграм определили необходимость осуществлять десантирование группами по 6-12 самолетов с расчетом не более часа на их посадку, разгрузку и взлет группы. На разгрузку одного самолета затрачивалось от 15 до 30 минут.
После посадки командиры частей получили непосредственно на аэродроме крупномасштабный план города и карты с нанесенными военными объектами, боевой задачей и краткой пояснительной запиской. Эти документы были заранее подготовлены оперативной группой ВДВ.
При выполнении боевых задач главная ответственность возлагалась на парашютно-десантные полки. Ими в декабре 1979 г. в 103-й гв. вдд командовали: 317-м пдп - подполковник Батюков Н. В., 350-м пдп - подполковник Шпак Г. И., 357-м пдп - подполковник Литовчик К. Г., 345-м опдп командовал подполковник Сердюков Н. И.
Для перевозки личного состава и боевой техники 103-й вдд было совершено 343 самолето-рейса (в том числе 66 рейсов Ан-22, 76 рейсов Ил-76, 200 рейсов Ан-12). Всего на высадку частей и подразделений ВДВ на два аэродрома затрачено 47 часов (посадка первого самолета в Кабуле в 16.15 25 декабря, последнего - в 14.30 27 декабря 1979 г.).
Самолеты приземлялись днем и ночью в среднем каждые 15 минут. За это время в Кабул и Баграм доставлено 7 тыс. 700 чел. личного состава, 894 единицы боевой техники и 1062 тонны различных грузов.
К сожалению, при переброске десантных подразделений в Кабуле 25 декабря 1979 г. в 19.33 (московского времени) разбился самолет Ил-76 с личным составом и техникой. Экипаж в составе 7 человек (командир капитан Головчин В.В.) и 37 десантников погибли. Причина катастрофы - ошибка в пилотировании, столкновение самолета с горой высотой 4662 м при подлете к аэродрому Кабул (капитан Головчин В.В. садился на известный своей сложностью, особенно в ночное время, аэродром Кабул впервые). Эта катастрофа открыла список наших потерь в Афганистане.
Районы сосредоточения частей и подразделений ВДВ были заранее выбраны и отрекогносцированы офицерами оперативной группы ВДВ во главе с заместителем командующего ВДВ генерал-лейтенантом Н. Н. Гуськовым, которые прибыли в Кабул 23 декабря 1979 г.
С утра 25 декабря 1979 г. советские военные советники и специалисты, работавшие в войсках ПВО Афганистана, с целью исключения возможных враждебных акций со стороны афганских военнослужащих во время высадки частей ВДВ установили контроль над всеми зенитными средствами и местами хранения боеприпасов. Некоторые зенитные установки были ими временно выведены из строя (сняты прицелы, замки и т.п.).
Во время выхода и высадки наших войск в назначенные им пункты иногда возникали сложности. Так, с наступлением темноты на аэродроме Баграм внезапно выключилась светотехническая система обеспечения посадки. В это время самолеты с десантом уже были на подходе. Выяснилось, что систему выключили по приказу начальника авиационного гарнизона, который решил воспрепятствовать прибытию войск. Лишь решительные действия генерал-лейтенанта Н. Н. Гуськова сняли напряжение, исключили тяжелые последствия и обеспечили выполнение задачи.
После высадки подразделения 103-й вдд вышли к важным административным и другим объектам (ЦК НДПА, здания Министерства обороны, МВД, службы безопасности, Минсвязи, казармы некоторых частей) и усилили их охрану. Фактически над этими объектами был установлен контроль советских войск. В некоторых местах офицеры - противники X. Амина, не зная, для чего пришли советские войска, пытались оказать им сопротивление, но были сравнительно быстро разоружены.
К новому 1980 г. размещение полков 103-й вдд в Афганистане было завершено. 317-й гв. пдп дислоцировался в центре Кабула (на дворцовой территории Делькуша), батальон этого же полка выделялся на охрану резиденции Бабрака Кармаля. 357-й гв. пдп расположился в крепости Бала Хисар. 350-й гв. пдп остался в палатках на окраине аэродрома рядом со штабом дивизии. Там же расположились артполк и спецчасти дивизии. Немногие капитальные постройки, доставшиеся десантникам, были в ужасном состоянии. Разоренные и загаженные, они требовали большого труда и затрат материалов, чтобы их приспособить под жилье. К тому же они не имели отопления.
В целом в декабре 1979 г. была проведена беспримерная по размаху и организации аэромобильная операция по переброске войск с одного на другой ТВД на дальность около 4,5 тыс. километров. С этой операцией сопоставима, да и то лишь частично, переброска в течение одной ночи августа 1968 г. двух воздушно-десантных дивизий в Прагу и Брно при вводе объединенных вооруженных сил Варшавского Договора в Чехословакию. Как оказалось впоследствии, это была последняя воздушно-десантная операция Советской армии.
СНАЧАЛА ГЕРАТ, ПОТОМ КАНДАГАР
В ночь с 27 на 28 декабря 1979 г. (в 3.00 по местному времени) по дополнительному приказу министра обороны СССР в Афганистан вошла еще одна мотострелковая дивизия - 5-я гв мсд .
Соединение совершило марш по маршруту: Кушка - Герат - пер. Мир-Али - Адраскан - Шинданд. Протяженность марша составила 280 км.
Дивизия выдвигалась по одному маршруту. Колонна главных сил расчленилась по глубине на колонны полков, которые двигались на сокращенных дистанциях. Между частями - 2 км, между батальонами - до 1 км.
Такие сокращенные дистанции привели к затрудненному движению по маршруту, особенно при преодолении перевалов. Образованные заторы на участках не способствовали к быстрому совершению марша и снижали среднюю маршевую скорость, которая составила для танков - днем - 20 км/час, ночью - 15 км/час, БМП днем - 30 км/час, ночью - 20 км/час, автомобили - днем 35 км/час, ночью - 30 км/час. При преодолении перевалов средняя скорость составляла для всей техники - 5 км/час.
Организация марша происходила в исходном районе. Задачи до частей доводились боевым распоряжением командира дивизии генерал-майора Шаталина Ю. В.
Почвы в Афганистане на горных участках каменистые, в долинах - лессовые. При движении техники и ветре возникает обильное пылеобразование, причем мелкая пыль долгое время находится в воздухе, что вызывает повышенный износ двигателей боевых, транспортных машин и вертолетов.
Фото: Леонид ЯКУТИН
Штабом мсд были подготовлены все необходимые данные для принятия решения командирами частей.
В решении были определены порядок совершения марша, количество походных колонн, состав передового отряда и походного охранения, порядок действия при встрече с противником, построение походного порядка и распределение сил и средств по колоннам, количество привалов и их продолжительность.
Задачи частям были поставлены на первый суточный переход.
Управление на марше было организовано с ПКП, КП и ТПУ. Общее время, затраченное на совершение марша, составило 28 часов с учетом привалов и дозаправки техники. На совершение марша было израсходовано: автобензина - 188,5 тонн (0,88 заправки); дизтоплива - 248,8 тонн (0, 7 заправки).
К исходу 28 декабря 5-я гв. мсд заняла районы предназначения южнее города Герат и на аэродроме Шинданда. В последующем зона ответственности дивизии расширилась до Кандагара, куда вышел ее 373-й мсп, преобразованный затем в отдельную мотострелковую бригаду (70-ю омсбр).
Ввод 5-й мсд прошел ровнее (в сравнении со 108-й мсд) и без серьезных отклонений от намеченного плана. Командир дивизии генерал-майор Шаталин Ю. В. в ходе выдвижения показал себя зрелым и грамотным военачальником.
ТРУДНАЯ ДОРОГА НА ФАЙЗАБАД
Особенно следует отметить неблагоприятные условия выдвижения 860-го отдельного мотострелкового полка из района Хорог в Файзабад (афганская провинция Бадахшан). Полк под командованием подполковника В. С. Кудлая длительное время выдвигался почти под непрерывным огневым воздействием мелких групп и отрядов оппозиции, восстанавливая полностью разрушенную боевиками дорогу - единственную в этом горном районе.
Темп продвижения полка максимально составлял до 10 км в сутки. Очевидно, сказался тот факт, что здесь проживало большое количество бежавших из советской Средней Азии бывших басмачей и их потомков. Несмотря на трудности и потери в личном составе и боевой технике, полк выполнил боевую задачу.
Для примера приведем несколько строк из журнала боевых действий 40-й армии.
11.1.80 г. - 860-й омсп без артиллерии и колесного транспорта сосредоточился в районе Гульхана. Разведка полка в составе четырех БМП остановлена перед завалом в районе Каздех (23 км сев-зап Гульхана). Дорога от Гульханы до Каздеха труднопроходимая для БМП - отвесные скалы. После прохождения БМП края дорог осыпаются. Налицо постоянная угроза срыва гусеничной техники в пропасть. Для колесных машин дорога непроходима. При попытках расчистки завала был открыт огонь бандой мятежников. Началась перестрелка. В ходе нее 2 офицера 860-го омсп ранено.
13.1.80 г. - 860-й омсп находится в районе Гульхана и Ишкашим. К исходу дня разведгруппа и передовой отряд полка в составе мсб разобрали завал на маршруте глубиной до 120 м. 15 км сев-зап Гульхана вновь встретили разрушенный участок дороги. Преодолеть его не смогли. С утра 15.1 полк начнет восстановительные работы и продолжит разведку по маршруту. Проведена разведка южнее Гульхана на глубину 12 км до кишлака Фалахмадин. Далее БМП пройти не смогли, так как дороги доступны только для пешеходов и вьючного транспорта.
16.1.80 г. - 860-й омсп продолжает расчистку дороги в районе Гульхана в готовности к выполнению задачи в направлении Файзабад. Нуждается в авиационной поддержке (вертолетами) для ведения разведки и высадки мелких подразделений с целью охраны опасных участков дороги и воспрещения действий противника на маршруте.
20.01.80 г. - 860-й омсп продолжает выполнять поставленную задачу. В 15.30 головная походная застава подверглась обстрелу и вела бой всю ночь. В полку имеются раненые в количестве 14 чел (в т.ч. 1 офицер) и убитые - 3 чел. (в т.ч. 1 офицер).
В помощь 860-му омсп навстречу ему из Кундуза были высланы подразделения 56-й одшбр (командир бригады полковник Плохих). Однако тяжелая техника бригады вскоре уперлась в подорванный мост над одним из горных ущелий. Мост через него был наведен позднее из дюралюминиевых конструкций, изготовленных по чертежам войск Ташкентским авиаобъединением им. Чкалова (директор в то время - В. Сивец), доставленных и смонтированных с помощью вертолетов Ми-6 и Ми-8.
Горная местность существенно затрудняла действия советских подразделений, позволяла противнику маскироваться, скрываться, ночью отрываться от боевого соприкосновения с нашими войсками и, используя знание местности, уходить в труднодоступные районы. Этому способствовало и то, что части 40-й армии в первый год войны практически не вели боевых действий в горах ночью.
Фото: Леонид ЯКУТИН
АВИАЦИЯ
Советская авиационная группировка в Афганистане была создана к середине марта 1980 г. с учетом дислокации и ведения боевых действий общевойсковыми соединениями и частями на разобщенных операционных направлениях. Основой базирования авиационных частей явилась аэродромная сеть ВВС Афганистана, которая обеспечивала в случае необходимости проведение перегруппировки авиации с целью наращивания ее усилий на определенных направлениях (районах).
На большинстве аэродромов Афганистана совместно базировались части советской и афганской авиации. Это обеспечило более тесное взаимодействие между ними, сократило сроки восстановления боеспособности авиационных частей Афганистана и ввода их в бой.
Для усиления охраны и обороны аэродромов на каждый из них было выделено по одному мотострелковому (парашютно-десантному) батальону (роте).
На аэродромах базирования были дополнительно установлены радиосредства навигации и связи, созданы объединенные командные пункты по руководству полетами, управлению боевыми действиями, а также воздушным движением советской и афганской авиации над территорией Афганистана.
Советские авиачасти совместно с афганскими базировались на четырех аэродромах (Кабул, Баграм, Шинданд и Кандагар), на четырех аэродромах базировались раздельно советские (Кундуз, Файзабад и Джелалабад) и афганские (Мазари-Шариф) части.
При перегруппировках авиации в интересах предстоящих операций практически на всех имеющихся аэродромах осуществлялось совместное базирование советских и афганских самолетов и вертолетов.
Общий штатный состав советской авиационной группировки в Афганистане (ВВС 40-й А) включал два авиационных полка и одну эскадрилью боевых самолетов, один смешанный авиационный и три отдельных вертолетных полка, три отдельных вертолетных эскадрильи и один вертолетный отряд. Всего 60 боевых самолетов и 19 военно-транспортных самолетов, 253 боевых и транспортно-боевых вертолета.
С учетом физико-географических условий и дислокации общевойсковых соединений и отдельных частей 40 А и назначенных для них районов боевых действий авиационная группировка в Афганистане (ВВС 40 А) была разделена на четыре группы: "Север", "Центр", "Юг" и "Запад".
Группа "Север" - 181 овп с эскадрильей вертолетов 335 овп и 146 ово 201 мсд, район боевых действий - за хребтом Гиндукуш в северных и северо-восточных районах Афганистана (от Шибарган до Файзабад). Аэродромы базирования - Кундуз и Файзабад. В ходе боевых действий для временного базирования использовались аэродром Мазари-Шариф и вертолетные площадки Пули-Хумри, Баглан, Сари-Пуль, Шибарган, Ишкашим, Гульхана, Джарм и другие. Общая численность боевого состава "Север" - 81 вертолет, из них боевых и транспортно-боевых - 60.
Группа "Центр" - 50 осап, 263 оаэтр, 115 гв. иап, 262 овэ, 292 овп. Предназначалась для действий в центральных и юго-восточных районах Афганистана (южнее хребта Гиндукуш до границы с Пакистаном). Аэродромы базирования - Кабул, Баграм, Джелалабад. В ходе боевых действий использовались аэродромы: Газни, Гардез, Чагчаран (все - только для вертолетов), а также площадки Баглан, Чак, Ургун, Хост, Асадабад, Асмар и др. Общая численность боевого состава группы "Центр" 26 боевых самолетов и 114 вертолетов (в том числе 110 боевых и транспортно-боевых).
Группа "Юг" - две эскадрильи 280-го овп и одна эскадрилья 136-го апиб. Действовала в южных районах Афганистана (провинции Заболь, Кандагар, Урузган, Гильменд). Аэродром базирования - Кандаrap. В ходе боевых действий использовались аэродром Лашкаргах, вертолетные площадки Гиришк, Калат, Таринкот и другие. Общая численность группы - 12 боевых самолетов и 26 вертолетов (из них транспортно-боевых - 16).
Группировка "Запад" - 302-я овэ, по одной эскадрилье 280-го овп и 136-го апиб. Район боевых действий - западные и юго-западные провинции Афганистана (Бадгиз, Герат, Фарах, Гильменд).
Аэродром базирования - Шинданд. При ведении боевых действий использовались аэродромы Герат, Меймене, площадки Диларам, Даулатабад, Зарандж, Фарах, Хаш и другие. Общая численность группы "Запад" - 12 боевых самолетов и 32 вертолета (из них - 30 боевых и транспортно-боевых).
В отдельных случаях при проведении крупных операций отдельные авиационные подразделения из названных групп привлекались для действий в других районах, однако, планируя боевые действия, этого старались избегать из-за трудностей перегруппировок авиации.
С перебазированием в Афганистан истребителей и истребителей-бом-бардировщиков на аэродромах Баграм (115-й гв. иап), Кандагар (136-й апиб) и Шинданд (217-й, затем аэ 136-го апиб) было введено боевое дежурство советских самолетов в общей системе ПВО Афганистана.
ЗАВЕРШЕНИЕ ВВОДА ВОЙСК
К середине января 1980 г. ввод главных сил 40-й А в основном был завершен. На территории Афганистана полностью сосредоточились две мотострелковых (108-я и 5 гв. мсд) и одна воздушно-десантная дивизии (103-я), десантно-штурмовая бригада (56-я дшбр) и два отдельных полка (345-й опдп и 860-й омсп).
2 февраля 1980 г. в состав 40-й армии была принята еще одна дивизия - 201-я мсд (прежний пункт постоянной дислокации управления дивизии - г . Душанбе) в составе 149 гв. мсп, 122 мсп, 191 мсп, 285 тп, 998 ап, 990 зенап, 71 ордн и других частей. Техникой и вооружением, боеприпасами, заправкой ГСМ соединение на момент ввода было обеспечено на 100%. Политико-моральное состояние личного состава дивизии отмечалось как здоровое. 201-я мсд характеризовалась боеспособным и готовым выполнить боевую задачу соединением.
Чтобы понять, в каких условиях иногда происходило выдвижение войск 40-й армии, следует привести хотя бы несколько примеров (строки из журнала боевых действий 40-й армии, запись от 20 января 1980 г.):
":186-й мсп продолжал выполнение ранее поставленной задачи. Севернее 21 км г. Кишим, не доходя 800 м до моста, остановился. Мост взорван мятежниками. Карнизный участок скалы взорван и обрушен. На дороге сделан завал. От дороги до скалы 2-2,5 метра. Ширину дорожного полотна можно увеличить только за счет врезания в горы. Глубина ущелья в этом районе - более 18 метров. Возможности для развертывания ТММ и МТУ (тяжелых механизированных мостов и танковых мостоукладчиков) нет. Поставлена задача по разведке обходных маршрутов южнее основной дороги и определения объема работ по восстановлению разрушенного моста".
Или хотя бы одно из донесений о характере разрушений дороги на одном из маршрутов выдвижения частей 40-й армии: ":левая половина проезжей части на участке 10 метров обрушена в пропасть. Оставлена проезжая часть шириной 1,5-2 м. Справа - монолитная стена, которая нависает над проезжей частью. Скальный грунт разработке накладными зарядами и вручную не поддается:".
И, тем не менее, поставленные частям и подразделениям 40-й армии задачи выполнялись.
Управление войсками в Афганистане осуществляла оперативная группа министерства обороны СССР (размещалась в районе Термеза) непосредственно или через командующего и штаб ТуркВО. Ее начальник Маршал Советского Союза С. Л. Соколов контролировал продвижение войск, вылетая к ним на вертолетах с группой офицеров.
В Кабуле командование войсками принимала на себя оперативная группа штаба ВДВ во главе с заместителем командующего ВДВ генерал-лейтенантом Н. Н. Гуськовым. Поначалу именно ему подчинялась вся введенная в Афганистан группировка.
В Генеральном штабе ВС СССР круглосуточно работала группа офицеров Главного оперативного управления, которая следила за ходом ввода войск, изменениями обстановки в Афганистане и вокруг него, готовила доклады и предложения руководству Министерства обороны СССР и государства. Дежурные смены этой группы возглавлялись начальниками направлений оперативного управления ГОУ ГШ ВС СССР.
В период ввода войск разведка и другие виды боевого обеспечения, техническое и тыловое обеспечение осуществлялись штатными силами и средствами вводимых войск, поскольку армейские органы еще не были приведены в готовность. Скрытность создания группировки войск была обеспечена растянутым по времени периодом отмобилизования и поочередным приведением соединений и частей в боевую готовность, а самое главное тем, что никто в войсках не предполагал, что такое решение вообще возможно.
Общая численность советских войск в Афганистане к началу февраля 1980 г. достигла 81,8 тыс. чел. (военнослужащих - 79,8 тыс., в том числе в боевых частях Сухопутных войск и ВВС - 61,8 тыс. чел.
ИЗМЕНЕНИЯ И ПЕРЕИМЕНОВАНИЯ
В последующие годы (до 1986 г. включительно) боевой состав группировки советских войск в Афганистане войск неоднократно изменялся. Проводилось переформирование некоторых частей с целью повышения их боевых возможностей.
В результате окончательный состав Ограниченного контингента советских войск стал следующим: управление 40-й армии с частями обеспечения и обслуживания; дивизий - 4; бригад - 5; отдельных полков - 4; отдельных батальонов охраны - 6; авиационных полков - 4; вертолетных полков - 3; бригада обеспечения; трубопроводная бригада; медицинские, ремонтные, строительные, квартирно-эксплуатационные и другие части и учреждения.
Максимальная численность советских войск в Афганистане была в 1985 г. 108,8 тыс. чел. (военнослужащих - 106 тыс.), в том числе в боевых частях - 73,6 тыс. чел. (численность боевых войск никогда не превышала определенную советским политическим руководством еще в декабре 1979 г.).
В первых числах января 1980 г. встал вопрос о том, как назвать войска в Афганистане. Они продолжали находиться в составе войск ТуркВО и САВО и по этой причине не могли называться Группой войск. Называть же их 40-й А было не совсем правомерно. Кроме собственно 40-й А, в Афганистане находились дивизия и отдельный полк ВДВ, десантно-штурмовая бригада, несколько полков боевой авиации ВВС, полки боевых и транспортных вертолетов, части тыла Центра.
Политическое руководство хотело, чтобы общее название наших войск отражало их количественную ограниченность и временность пребывания в Афганистане. В конечном итоге было утверждено наименование "Ограниченный контингент советских войск в Афганистане" (сокращенно - ОКСВ). От указания в названии на временность пребывания в Афганистане решено было отказаться, чтобы не усложнять аббревиатуру.
Первоначальный пропагандистский смысл названия, который, несомненно, имелся, со временем исчез. Это название стало восприниматься всеми, как официальное, открытое для печати и повседневного общения,
Ввод советских войск на территорию Афганистана афганским населением, особенно бедняками, первоначально был воспринят доброжелательно. Люди охотно шли на контакты с советскими военнослужащими, проявляли интерес к жизни в Советском Союзе. Народ искренне надеялся, что наши войска помогут покончить с войной, помогут установить в стране мир и спокойствие. Слово "шурави" (советский) произносилось с особой теплотой.
В ходе марша войск, при их остановках в населенных пунктах, возникали импровизированные митинги, на которых выяснялось, что население прилегающих к магистрали кишлаков знало о предстоящем прибытии советских войск. Особенно дружелюбно к Советской Армии были настроены солдаты афганской армии, а также члены комитетов защиты революции. В выступлениях на митингах афганские военнослужащие благодарили за помощь наших солдат и выражали готовность к боевому сотрудничеству. Скандировались лозунги советско-афганской боевой дружбы.
Вместе с тем зажиточные слои населения к советским войскам относились настороженно, в контакты не вступали. Имели место и отдельные враждебные проявления. Отмечались, в частности, случаи обстрела некоторых советских машин на марше (в основном - отставших).
Была также попытка воспрепятствовать установлению контроля советскими войсками над перевалом Саланг. Большая группа мятежников пыталась нанести удар по десантно-штурмовому батальону капитана Л. Хабарова во время выставления им постов на перевале. Эта группа имела в своем распоряжении БТРы и даже танк (как выяснилось позже, угнанный из афганской части перешедшими на сторону мятежников солдатами армии Афганистана). Боевой разведывательный дозор батальона под командованием лейтенанта Н. Кротова обнаружил мятежников и отразил их атаку. В ходе боя лейтенант Н. Кротов был убит. Это был один из первых погибших офицеров ОКСВ.
Введенные в Афганистан советские войска по согласованию с правительством страны и совместно с афганскими частями и подразделениями армии, Царандоя (МВД Афганистана), службы безопасности выполнили комплекс разнообразных задач. Ими были взяты под охрану все основные автомобильные магистрали: Кушка-Герат-Шинданд-Гиришк-Кандагар; Термез-Пули-Хумри-Кабул; а также, Кабул-Джелалабад и Пули-Хумри-Кундуз-Файзабад.
Были взяты под охрану многие объекты советско-афганского экономического сотрудничества, на которых жили и работали советские гражданские советники и специалисты. К таким объектам относились газопромыслы Джаркудук и Шибарган, электростанции в Суруби, Наглу, Пули-Хумри и Кабуле, завод азотных удобрений в Мазари-Шарифе, тоннель и все сооружения перевала Саланг, некоторые учебные заведения в Кабуле и др. объекты.
Обеспечивалась охрана и бесперебойное функционирование аэродромов Кабул (в том числе его международная часть), Баграм, Кундуз, Файзабад, Джелалабад, Кандагар, Шинданд, Герат, Лашкаргах. Размещением советских гарнизонов всячески поддерживались и укреплялись органы государственной власти в 21 провинциальном и во многих уездных и волостных центрах.
Важной задачей советских войск было ведение совместно с афганскими частями и подразделениями боевых действий различного масштаба по разгрому наиболее опасных, агрессивных отрядов и групп вооруженной оппозиции, а также борьба с караванами, доставлявшими оружие и боеприпасы в Афганистан из Пакистана и Ирана. Эта задача обозначилась с марта 1980 г. и стала окончательно одной из основных с 1981 г.
Продолжение следует.
Евгений НИКИТЕНКО