Продолжение.
Начало в «ВКО» № 3 за 2008 г.
Однако боевая подготовка соединений и частей ОК СВ имела некоторые особенности и состояла из подготовки офицеров, младших специалистов и молодого пополнения на территории СССР и из подготовки всего личного состава в частях и подразделениях 40-й армии в Афганистане.
ПОДГОТОВКА НА ТЕРРИТОРИИ СССР
В начальный период пребывания советских войск в Афганистане отобранные для службы в ОК СВ офицеры всех степеней направлялись в свои части без особой дополнительной подготовки (после короткого ознакомительного инструктажа в ТуркВО).
Однако практика боевой деятельности (в частности, выполнение некоторых, незнакомых ранее офицерам, задач) показала необходимость определенной переподготовки офицеров, особенно служивших до этого в скадрованных подразделениях. В условиях интенсивной боевой деятельности такую переподготовку только в системе командирской учебы непосредственно в частях и подразделениях ОК СВ организовать было крайне трудно.
В связи с этим с осени 1984 г. перед направлением офицеров в Афганистан с ними проводились специальные занятия на территории ТуркВО (по некоторым специальностям в течение месяца). С октября 1985 г. для этой цели были созданы штатные подразделения резерва офицерского состава по специальностям, где с предназначенными для службы в ОК СВ офицерами проводились занятия по особой программе, разработанной с учетом опыта боевых действий в Афганистане.
В составе подразделений резерва, например, мотострелковых, воздушно-десантных и десантно-штурмовых войск, офицеры отрабатывали вопросы организации и ведения боевых действий в горно-пустынной местности, обучались использованию горного снаряжения, скалолазанью, преодолению горных рек, ущелий, труднопроходимых участков местности, постигали методику обучения личного состава горной подготовке. В конце первого месяца обучения офицеры сдавали экзамены по горной подготовке.
В подразделениях резерва офицеры совершенствовали (а прибывшие из скадрованных частей – восстанавливали) свои навыки в проведении занятий с подразделениями, в том числе и по 12-й дневной программе, принятой в войсках 40-й армии, учились выполнять разнообразные задачи в отрыве от своих войск (например, на сторожевых заставах), обеспечивать автономное несение службы своего подразделения.
В конце подготовки в подразделениях резерва офицерского состава проводились 5-суточные полевые выходы в горы для проверки усвоения офицерами программы обучения. Офицеры-десантники совершали прыжки с парашютом.
Офицеры – танкисты, артиллеристы, связисты, инженеры и другие специалисты – обучались по своим программам, главным элементом которых было применение частей и подразделений родов войск в горных условиях во взаимодействии с общевойсковыми частями и подразделениями.
Непосредственно перед направлением в состав ОК СВ с офицерами проводились занятия в штабе ТуркВО в течение 3-x дней, где их знакомили с последними данными о военно-политической обстановке и задачей той дивизии (полка), куда направляются офицеры.
Молодое пополнение для частей и подразделений ОКСВ первоначально (до весны 1984 г.) готовилось на территории СССР в течение 2-х месяцев в учебных частях ТуркВО. Как показала практика, такая подготовка не удовлетворяла требованиям, которые предъявлялись солдатам в бою.
Начиная с весеннего призыва 1984 г., подготовка молодого пополнения в учебных подразделения ТуркВО стала проводиться по 3-х месячной программе. Переход на нее потребовал продлить срок службы в Афганистане солдатам на один месяц и увольнять их несколько позже, чем проходящих службу в других военных округах и группах войск.
Трехмесячная программа подготовки молодого пополнения для ОК СВ предусматривала месячную одиночную подготовку всего личного состава по единой программе в горной местности. В последующие два месяца готовились уже солдаты-специалисты – автоматчики, пулеметчики, гранатометчики, номера артиллерийских расчетов, заряжающие танков и т. п.
В ходе подготовки молодые солдаты выполняли упражнения стрельб из стрелкового оружия, совершали марш-броски с полной выкладкой в горных условиях на 6 км. Не менее 30% учебного времени, выделенного на тактическую и огневую подготовку, отводилось на занятия ночью. Солдаты, выделенные для укомплектования частей и подразделений ВДВ и специального назначения, совершали учебно-тренировочные парашютные прыжки.
С мая 1985 г. подготовка молодого пополнения для ОК СВ стала проводиться на территории СССР по 5-ти месячной программе. Она включала три этапа:
первый (2 месяца) – подготовка всех солдат по единой общевойсковой программе;
второй (2 месяца) – подготовка солдат-специалистов и подготовка по смежным специальностям;
третий (1 месяц) – подготовка солдат всех специальностей в составе сводных подразделений (отделения, экипажа, расчета) в горно-пустынной местности и в горном учебном центре для закрепления приобретенных навыков по своей и смежной специальности.
Основу обучения в составе сводного подразделения составляла тактическая подготовка, в ходе которой солдаты готовились вести бой в составе подразделениях передвижению различными способами, взаимному прикрытия, огнем, скрытому совершению маневра для захвата господствующих высот, обходу и уничтожению огневых точек, а также решению других задач с использованием вооружения и боевой техники отделения и взвода.
Второй и третий этапы обучения молодых солдат заканчивались двух-трехсуточным выходом в горы, где проходило обучение сохранению боеспособности в тяжелых полевых условиях. В конце третьего периода, кроме того, проводились боевые стрельбы в составе сводного отделения, экипажа, расчета в горно-пустынной местности.
Особое внимание уделялось подготовке снайперов и расчетов автоматических гранатометов АГС-17. На эти специальности в ходе первого этапа обучения из всего молодого пополнения отбирались наиболее способные солдаты, которые затем готовились по отдельным программам.
Основной формой обучения личного состава на территории СССР являлись комплексные занятия, включающие в себя тактическую (тактико-специальную), огневую, инженерную и физическую подготовку. В ходе этих занятий на фоне единой тактической обстановки личный состав получал навыки в тактике действий в различных условиях обстановки, ведения огня из закрепленного оружия, преодолении препятствий, поиска минных заграждений и установки своих минных полей.
В ходе полевых выходов каждый солдат должен был совершить не менее 5-ти восхождений в горы с полной выкладкой (30-35 кг) и штатным оружием. На подготовку личного состава в горах отводилось не менее 40% учебного времени.
И хотя в ходе афганской кампании старались, чтобы были награждены самые отличившиеся ходе ведения боевых действий, сама система представления к государственным наградам оказалась чрезмерно бюрократической и неэффективной. Положение в этой сфере мало изменилось и к концу войны.
Фото: Леонид ЯКУТИН
Командиры отделений, расчетов, экипажей, механики-водители, другие младшие специалисты (саперы, связисты, ремонтники и т.д.) готовились на территории СССР в учебных соединениях в отдельных учебных группах по специально разработанным программам, учитывающим особенности службы и выполнения обязанностей в Афганистане.
ПОДГОТОВКА НА ТЕРРИТОРИИ АФГАНИСТАНА
Следующий этап подготовки офицеров проходил уже в Афганистане – в течение 4-х дней в штабе армии и 6-ти дней – в дивизии (полку). Вновь прибывшие офицеры на этом этапе изучали:
военно-политическую обстановку в Афганистане, состав, вооружение, тактику действий противника в горах, населенных пунктах, зеленых зонах и на маршрутах;
особенности планирования и организации боевой подготовки в условиях Афганистана, а также проведения занятий по подготовке частей и подразделений к боевым действиям, реализации разведывательных данных, засадам, сопровождению колонн, охране и обороне коммуникаций и различных объектов;
особенности экипировки и подготовки вооружения, боевой техники, материальных запасов к боевому применению;
руководящие документы, касающиеся непосредственно ОК СВ, рекомендации, пособия и обобщенные материалы, разработанные на опыте боевых действий в Афганистана;
другие вопросы, касающиеся особенностей службы и боевой деятельности 40-й армии.
Последний перекур перед маршем в район боевых действий
Фото: Леонид ЯКУТИН
Командирская подготовка офицеров, проходивших службу в частях и подразделениях 40-й армии, организовывалась и проводилась на 5-ти дневных сборах перед началом каждого периода обучения и на командирских занятиях, проводимых по два дня в месяц в рамках 12-ти дневной программы боевой подготовки.
В установленные дни командирской учебы занятия проводились по всем видам боевой, методической подготовки и воспитательной работе, чтобы в другое время не отрывать офицеров от обучения подчиненных. 70% всего учебного времени отводилось работе на технике и вооружении, 50% – для тактической подготовки.
Занятия на 5-ти дневных сборах проводились по категориям в учебных группах:
в соединениях – с командирами батальонов, дивизионов и их заместителями под руководством командиров соединений;
в частях – с командирами рот, батарей и их заместителями и командирами взводов под руководством командиров частей.
В рамках 12-ти дневной программы командирская подготовка проводилась:
во 2-й и 3-й дни – с командирами взводов под руководством командиров батальонов;
в 4-й и 9-й дни – с командирами рот и их заместителями под руководством командиров частей;
в 5-й и 9-й дни – с командирами батальонов под руководством командиров частей.
Обучение командиров сторожевых застав осуществлялось на сборах при частях продолжительностью 3-5 учебных дней в месяц. На время сборов на сторожевых заставах их замещали офицеры управлений полков и батальонов.
Главным в обучении офицеров всех категорий считалось выработка у них твердых навыков по организации боевых действий, управлений подразделениями и огнем в бою, всестороннему обеспечению боя в условиях горно-пустынной местности.
Ведущий предмет обучения и основа полевой и профессиональной выучки офицеров – тактическая подготовка. Занятия по ней проводились (по мере возможности) в горах, зеленых зонах, кишлаках, ночью. Основной упор делался на практическое освоение офицерами тактических способов, форм и методов борьбы с противником, искусное применение маневра и огня, поддержание непрерывного взаимодействия, приемов управления своими и приданными подразделениями.
На занятиях по разведывательной подготовке основное внимание уделялось изучению организации, вооружения и тактике действий отрядов противника. Офицеры учились способам ведения разведки, скрытым действиям при выполнении боевых задач, управлению подразделениями, ведущими разведку, ориентированию на местности, определению координат, а также правильному докладу результатов разведки.
На огневой подготовке офицеры изучали штатное вооружение подразделений, учились максимально использовать его возможности, управлять огнем подразделений днем и ночью, делать выверку прицелов, приборов ночного видения и приводить оружие к нормальному бою.
Занятия по технической подготовке и вождению проводились на штатной технике и, как правило, в комплексе с тактической подготовкой. При этом совершенствовались навыки офицеров в вождении одиночных машин с максимальным использованием их технических возможностей.
Офицеры-мотострелки обучались устройству и преодолению инженерных и других заграждений. Главное внимание уделялось при этом вскрытию минно-взрывных заграждений противника.
Подготовка прапорщиков проходила аналогично подготовке офицерского состава, а находящихся на офицерских должностях – совместно с офицерами.
Летный состав фронтовой и армейской авиации, прибывший на замену в состав ОК СВ, осуществлял облет районов боевых действий с проверкой техники пилотирования и самолетовождения в горно-пустынной местности на учебно-боевых самолетах, учился заходить на посадку в ограниченной по размерам охраняемой зоне аэродрома. Летчики осваивали ведение воздушной разведки сначала в слабо пересеченной местности, а затем в горах, с обходом районов с сильной ПВО в составе смешанных групп на боевых самолетах. Ведущими (независимо от должности и звания вновь прибывших) назначались летчики, имевшие боевой опыт.
Следующий этап подготовки – выполнение боевых задач под контролем летчиков, имевших боевой опыт и находившихся в боевых порядках групп. Наконец, самостоятельное выполнение боевых задач в составе штатных групп. При этом первые два-три боевых вылета осуществлялись на цели, слабо прикрытые средствами ПВО. Задачи экипажам усложнялись постепенно, в соответствии с приобретаемым боевым опытом.
При подготовке штабов всех степеней и групп управления боевыми действиями (оперативных групп) особое внимание обращалось на совершенствование их навыков по сбору, анализу данных обстановки, выработке предложений для принятия решений, своевременному доведению задач до подчиненных соединений, частей и подразделений и твердому управлению ими в ходе выполнения боевых задач при действиях в отрыве от главных сил в условиях горно-пустынной местности. С этой целью проводились штабные тренировки на местности с привлечением офицеров штабов, командиров подразделений и представителей авиации.
Важнейшим элементом подготовки офицеров 40-й армии были различные сборы офицеров-специалистов при управлении армии, а также регулярные военно-научные и научно-практические конференции по разнообразным аспектам боевой деятельности войск, применению вооружения и боевой техники, совершенствованию управления, обеспечения и т.п.
После завершения подготовки молодого пополнения в учебных центрах и соединениях в СССР и прибытия в ОК СВ осуществлялся ввод в строй сержантов и солдат. Ввод в строй этих категорий военнослужащих проводился на 10-ти дневных сборах (5 дней в части и 5 – в подразделении).
В первые пять дней проводились занятия по тактике действий противника в горах, кишлаках, зеленых зонах, в пустынях, на дорогах. Демонстрировалось трофейное оружие. Затем – показ вооружения и боевой техники части, контрольные стрельбы из штатного оружия. Проводилось ознакомление с минно-взрывными заграждениями противника, демонстрировались мины моджахедов, порядок и способы их установки, применение мин-сюрпризов. Показывались практические способы преодоления минных полей и других заграждений.
Большое внимание уделялось вопросам оказания первой медицинской помощи раненым и эвакуации их с поля боя.
По военной топографии личный состав (особенно сержанты) знакомились с правилами ориентирования и определения координат по карте при нахождении в горах, пустыне и т.д.
Учитывая, что большое количество личного состава несло службу в отрыве от своих частей, проводилось ознакомление с правилами организации питания, водоснабжения, обогрева, медицинского и других видов обеспечения.
В последующие пять дней в своих подразделениях прибывший личный состав расставлялся на штатные должности. Ему вручалось вооружение, боевая техника, материальное имущество. Затем проводилось боевое слаживание отделений, расчетов, экипажей, взводов и рот.
После ввода в строй молодого пополнения плановая боевая подготовка и боевое слаживание подразделений проводились в поле, при вооружении и технике, по нормативам и условиям упражнений, предусмотренным для действий в горах (в пустыне, населенном пункте).
Боевая подготовка на территории Афганистане осуществлялась:
для подразделений, принимавших участие в боевых действиях, по 12-ти дневной программе;
для подразделений, в силу специфики не принимавших участие в боевых действиях, по 18-ти дневной программе;
для подразделений, несущих службу на сторожевых заставах, 22 дня в месяц по 3 учебных часа в день;
для подразделений, назначенных для сопровождения транспортных колонн на срок 3 месяца и более, первоначально по 12-ти дневной программе, а в последующем по одну дню в неделю, как правило, перед выходом на выполнение задачи;
для подразделений, назначенных для ведения засадных действий, первоначально по 12-ти дневной программе, а непосредственно перед выходом на задание с ними проводились 3-х дневные занятия.
Боевое слаживание подразделений осуществлялось в ходе тактико-строевых, тактических занятий, на стрелковых тренировках, при выполнении учебных стрельб, а также при выполнении боевых задач и несении боевого дежурства. В ходе тактико-строевых и тактических занятий и учений совершенствовались навыки личного состава по огневой, разведы-вательной, инженерной подготовке и другим предметам обучения. Учебные цели на каждое занятие по тактике определялись с учетом боевых задач, которые предстояло выполнять подразделению.
Схема 12-ти дневной программы боевой подготовки для мотострелковых, танковых, артиллерийских и других родов войск включала:
в первые три дня – подготовку техники, вооружения и материально-технических средств. Проведение обслуживания боевой техники в объеме ТО-1 и ТО-2;
в следующие три дня – одиночную подготовку солдата. Сборы снайперов, расчетов АГС-17 и 82-мм минометов под руководством заместителей командиров батальонов;
7 день – боевое слаживание отделений, расчетов, экипажей, подготовка нештатных саперных отделений;
8 день – тактико-строевые занятия взводов (боевая стрельба в составе взводов);
9 день – ротные тактические учения с боевой стрельбой (или тактико-строевые занятия);
10 день – батальонные тактико-строевые занятия;
11 день – обслуживание техники и вооружения, пополнение запасов материальных средств, загрузка расчетного количества боеприпасов и других материальных средств на боевые и транспортные машины;
12 день – проверка готовности подразделений к выполнению боевых задач. Проведение уточнений задач и организация взаимодействия на макете местности.
Если после завершения 12-ти дневной программы подразделение не выходило на боевые действия, то занятия по этой программе продолжались, начиная с 4 дня типовой схемы.
В соответствии с этой же схемой штабы в 9 и 10 дни проводили радиотренировки по управлению подразделениями с использованием документов скрытого управления войсками в звене полк-батальон-рота и батальон-рота-взвод. В 11-й день проводилась двустепенная командно-штабная тренировка со средствами связи на местности применительно к характеру предстоящих боевых действий.
Всего по 12-ти дневной программе учебное время по предметам обучения на одиночную подготовку и подготовку подразделений распределялось следующим образом: политическая подготовка – 2 час; тактическая подготовка – 30 час; огневая подготовка -16 час; инженерная подготовка -12 час; разведывательная подготовка – 2 час; военная топография – 2 час; медицинская подготовка – 2 час; строевая подготовка – 1 час.
В ходе 12-ти дневной программы боевой подготовки на занятиях с личным составом основное внимание уделялось практическим навыкам в обращении с оружием, знанию его устройства, тактико-технических характеристик. Каждый военнослужащий, независимо от срока службы, обучался правильно выбирать и занимать место для стрельбы, оборудовать окопы с использованием подручных материалов, уничтожать противника в зданиях, обнесенных дувалами, в пещерах, ущельях и в населенных пунктах.
Особое внимание уделялось выработке выносливости личного состава, умению переносить длительные физические и психологические напряжения, привитию воинам таких черт характера как мужество и смелость. Весь личный состав учился оказывать первую медицинскую помощь и выносить раненых с поля боя.
Командирам соединений и частей, исходя из особенностей и условий местности в районе дислокации, характера и сроков выполнения боевых задач, степени обученности личного состава, разрешалось уточнять содержание занятий, количество учебного времени, отводимого на их проведение, сроки подготовки подразделений, формы, методы и время суток проведения занятий, не изменяя при этом общего количества учебного времени, отводимого на обучение.
Большое внимание уделялось боевой подготовке личного состава на сторожевых заставах, который нес службу в течение 3-6 месяцев фактически в отрыве от своих частей и подразделений. Продолжительность учебного дня для личного состава была установлена 3 часа в день (22 учебных дня в месяц). Первая неделя каждого месяца выделялась для одиночной подготовки военнослужащих независимо от их военной специальности. Вторая неделя включала подготовку и слаживание отделения, расчета и экипажа; третья – слаживание взвода, а четвертая слаживание роты (там, где это было возможно).
Занятия на заставах организовывались на том вооружении и боевой технике, которыми они были оснащены, непосредственно на огневых позициях.
При планировании и организации занятий по подготовке частей и подразделений разрабатывались:
в соединениях – планы подготовки частей и подразделений к ведению боевых действий на год;
план-календарь основных мероприятий на месяц;
сводное расписание подготовки частей и подразделений соединения к ведению боевых действий на месяц;
в полках – планы подготовки подразделений к ведению боевых действий на период;
план-календарь основных мероприятий на месяц;
сводное расписание подготовки подразделений к выполнению боевых задач на месяц;
в батальонах – планы подготовки к ведению боевых действий на месяц;
сводное расписание подготовки подразделений к ведению боевых действий на месяц;
в ротах – сводное расписание подготовки личного состава к ведению боевых действий.
в учебное время, но не в рамках 12-ти дневной программы, входил анализ результатов подготовки и ведения боевых действий подразделений,
В первые два дня после возвращения подразделений с боевых действий со всеми военнослужащими по категориям проводился анализ результатов подготовки и ведения боевых действий, ставились задачи по устранению вскрытых недостатков. В этот же период проводились партийные и комсомольские собрания, а также санитарно-гигиенические мероприятия и отдых личного состава.
ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Политико-воспитательная работа среди личного состава ОК СВ имела целью мобилизацию солдат, сержантов, офицеров и служащих Советской Армии на качественное выполнение боевых и других задач и возложенных на них функциональных обязанностей, перестройки в короткие сроки их сознания и психологии на военный лад. Она организовывалась и проводилась в соответствии с требованиями, изложенными в руководящих документах политического руководства и в целом не отличалась от аналогичной работы, проводимой в Вооруженных Силах СССР.
После боя. На этот раз все живы.
Фото: Леонид ЯКУТИН
Вместе с тем при организации и проведении политико-воспитательной работы учитывалось, что личный состав Туркестанского военного округа длительное время находился в спокойных условиях мирной жизни, так как почти весь послевоенный период на этом операционном направлении не создавалось острых ситуаций, что в какой-то степени породило у многих военнослужащих элементы благодушия и беспечности.
Значительная часть офицерского состава продолжительное время выполняла свои обязанности в условиях сокращенных частей и подразделений и не имела достаточного опыта работы по управлению развернутыми подразделениями, не говоря уже об организации боевых действий. Большинство соединений и частей 40-й А при ее развертывании перед вводом в Афганистан укомплектовывалось военнообязанными (офицерами и солдатами) запаса, представлявшими преимущественно коренные национальности южных республик Союза.
Учитывалось также, что соединения и части ОК СВ занимались не обычной боевой подготовкой, а выполняли реальные боевые задачи совместно с афганскими частями и подразделениями в сложной и своеобразной внутриполитической обстановке страны пребывания на сложном театре военных действий. Многие подразделения длительное время находились в отрыве от мест постоянной дислокации своих частей, выполняли самостоятельно ответственные задачи по охране различных объектов, коммуникаций, по перевозке грузов автомобильным транспортом. Осуществлялось постоянное перемещение значительной части личного состава в связи с заменой и излечением в госпиталях.
Особый оттенок организации и проведению политико-воспитательной работе придавало то, что боевые действия велись против иррегулярных формирований и имели конечной задачей не только и не столько разгром конкретного противника, но достижение определенных политических целей – расширение контролируемых правительством зон, создание предпосылок для укрепления местных органов власти, нормальных условий для жизни населения.
Боевая деятельность ОК СВ в Афганистане была весьма разнообразной по решаемым задачам. Поэтому и воспитательная работа имела многогранный характер. Основными активными формами воспитания воинов были политчасы (марксистско-ленинская подготовка офицеров), политическое и боевое информирование.
Политчасы проводились три раза в неделю продолжительностью 40-50 мин. методом «рассказ – активная развернутая беседа». Тематику полит-часов определял политический отдел соединения. В нее, кроме тематического плана политической подготовки, утвержденного Главным политическим управлением СА и ВМФ, включались темы, непосредственно относящиеся к боевым действиям в данном районе. Направленность политчасов позволяла вплотную приблизить политические занятия к боевым задачам, обострить у личного состава чувство ответственности за их выполнение, боевую настороженность. При организации этой формы политической учебы командиры и политработники использовали богатый опыт Великой Отечественной войны.
Организуя политические занятия в форме политчаса, руководители групп добивались, чтобы они более эффективно воздействовали на сознание и чувства людей, чтобы строго соблюдался принцип единства слова и дела, чтобы они были эмоционально насыщенными, динамичными и мобилизующими, с яркими и запоминающимися примерами.
Политическое информирование личного состава осуществлялось ежедневно. Тематика охватывала все важнейшие вопросы внутренней и внешней политики и жизни Советского Союза, обстановку в Афганистане и мероприятия афганских властей в зоне ответственности соединения и части.
В боевом информировании до личного состава доводились все имевшиеся данные о противнике и о способах его действий. Разъяснялись задачи части и подразделения и условия их выполнения. Раскрывались конкретные факты, эпизоды из боевой практики, героические поступки воинов.
С целью политического и боевого информирования проводились индивидуальные и групповые беседы на привалах, аэродромах, площадках десантирования, в перерывах между боевыми действиями. В оперативной информации о героических поступках воинов важная роль отводилась боевым листкам и листкаммолниям, походной наглядной агитации. Оправдала себя такая форма работы как фотографирование и демонстрация захваченного у противника оружия и боеприпасов.
Широко применялись и другие формы политического воздействия – политическая учеба, лекционная пропаганда, массово-политическая работа, печать, радио (например, постоянные радиопередачи под рубрикой «Их наградила Родина»), кино, литература, обращение к опыту Великой Отечественной войны, встречи с Героями Советского Союза, получившими это звание в Афганистане, слеты награжденных советскими и афганскими орденами и медалями, тематические утренники, вечера мужества, обмен опытом ведения боевых действий.
В идеологической работе широко использовались знаменательные и памятные даты, годовые праздники частей, торжества по случаю награждения частей и соединений государственными наградами. Большую роль играли комнаты и музеи боевой славы, мемориальные уголки, комнаты советско-афганской дружбы, оперативно сменяемая наглядная агитация на территории пунктов постоянной дислокации частей.
Казалось бы, о каких политчасах и политическом информировании можно говорить в современных условиях? Однако не стоит недооценивать важности этих вопросов (о формах, способах и методах, естественно, можно спорить). Приведем только один пример – руководство российской империи и отечественных вооруженных сил в ходе Первой мировой войныоткровенно недооценивало важность политического ориентирования личного состава армии и флота. Однако идеология не терпит пустоты. И образовавшийся вакуум тотчас был заполнен разного рода «окопными правдами». Результат известен – полное разложение военной организации империи, фактический проигрыш войны и гибель государства.
В заключение следует подчеркнуть следующее.
Рассматривая итоги боевой деятельности всего личного состава ОК СВ в Афганистане, можно сделать вывод – соединения, части и подразделения ВС СССР впервые после Великой Отечественной войны сформировали новые боевые традиции. В делах и поступках личного состава ОК СВ проявилось все самое лучшее, что было присуще нашим воинам, сражавшимся в Испании, Монголии, Корее, Вьетнаме.
Продолжение следует.
Евгений Григорьевич НИКИТЕНКО
генерал-майор