Меню сайта

Минипрофиль
Привет: Гость

Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!

Форма входа

Друзья сайта
  • Команда Сфинкс, Львов
  • Ясиноватский страйкбольный клуб "VIKING"

  • Полезные сайты
  • Клуб реконструкции войны в Афганистане
  • Наша Армия СССР
  • Первый украинский страйкбольный ресурс
  • Областной Луганский Страйкбольный Клуб
  • Одесский страйкбол
  • Ассоциация страйкбола
  • Страйкбол Кировограда
  • Федеральная группа войск
  • Свободный страйкбол

  • Афганская кампания: невостребованный опыт

     

    Организация и ведение боевых действий по проводке транспортных колонн с материальными средствами через территорию, контролируемую отрядами противника

     

    Одним из главных объектов нападения отрядов вооруженной оппозиции в Афганистане были автоколонны с материальными средствами, весьма уязвимые от огня стрелкового оружия, а также от мин, устанавливаемых на дорогах. От безопасности, планомерности и своевременности движения автоколонн зависела вся жизнедеятель-ность советских и афганских войск и афганского государства в целом. Опыт показал, что количество диверсий на дорогах против колонн и сторожевых застав, охранявших коммуникации, составляло 50% от общего числа диверсий.

     

    Поскольку из-за недостатка сил и средств все дороги Афганистана взять под ох-рану было невозможно, советские войска сосредоточили основные усилия на важнейших магистралях, по которым шел основной поток грузов. Эти магистрали охранялись постоянными сторожевыми заставами. Всего для ох-раны дорог было выставлено 326 сторожевых застав, на которых несли службу 7 тыс. 653 человека. Еще 224 заставы выполняли двойную задачу – охраняли как дороги, так и режимные зоны.

    Служба на сторожевых заставах по охране дорог немногим отличалась от той, которую несли подразделения, охранявшие аэродромы или пункты дислокации войск. Однако если в том случае объектом нападения в ос-новном был аэродром или расположение части, то заставы, охранявшие коммуникации, сами являлись объектами нападения мятежников. Так, толь-ко за май 1984 г. в результате нападений на посты охраны, расположен-ные на дорогах, было убито 6 и ранено 26 человек. Только на посту № 12 180-го мсп 108-й мсд, охранявшем участок дороги Кабул-Джелалабад, 25 мая в результате внезапного огневого нападения противника в течение несколь-ких минут было убито 5 человек.

    Для организации контроля за движением по дорогам в армии была создана система диспетчерских пунктов, включавшая центральные диспет-черские пункты армии, дивизий и отдельных частей и диспетчерские пункты (ДП) на дорогах. Помимо сторожевых застав, на дорогах несли службу подвижные патрульно-комендантские посты на бронетранспортерах за счет сил и средств дорожно-комендантских частей и подразделений или общевойсковых частей.

    Движение войск и транспортных колонн осуществлялось только в светлое время суток. Транспортные колонны имели штатную собственную охрану, включавшую три расчета ЗУ-23-2 и три бронетранспортера. Уста-новки ЗУ-23-2 монтировались в кузовах специально выделенных автомоби-лей КамАЗ. Однако, как показал опыт, такой охраны было явно недоста-точно и для охраны колонн стали привлекаться боевые подразделения.

    Ночной отдых организовывался на заранее подготовленных стоянках в гарнизонах советских и афганских войск, возле сторожевых застав и дис-петчерских пунктов. Охрана транспорта на ночном отдыхе осуществлялась как личным составом колонны, так и сторожевыми заставами. Там же про-изводилась заправка техники и ремонт.

    Несмотря на выделяемое охранение, диверсии против колонн и на маршрутах их движения в 1984 г. составили 50% от общего количества диверсий. При этом потери личного состава на дорогах составили 27% от всех боевых потерь. Такие потери были возможны лишь в результате того, что охрана колонн и дорог осуществлялась пассивными способами: занятие выгодных позиций вдоль маршрутов и сопровождение колонн.

    Такая пассив-ность на дорогах приводила к безнаказанности действий мятежников, осо-бенно когда для сопровождения колонн выделялись недостаточные силы. Так, 5 июня 1984 г. колонна из 150 машин подверглась нападению в райо-не Шинданда и понесла тяжелые потери, так как для охраны этой колонны было выделено всего два БРДМ и две зенитных горных установки.

    Только активным противодействием мятежникам путем устройства за-сад на маршрутах их движения к дорогам и в местах наиболее частых ди-версий, налетами на пункты базирования этих банд удалось немного сни-зить количество диверсий на дорогах.

    Проводка транспортных колонн по дорогам, где не было наших посто-янных сторожевых застав, готовилась и проводилась как специфические боевые действия. Они планировались штабом армии на основе армейского графика подачи материальных средств и заявок афганской стороны на перевозки грузов для войск и населения.

    Для проводки транспортных колонн назначался руководитель боевыми действиями и выделялись советские и афганские боевые подразделения. В задачу боевых подразделений входило обеспечение непосредственного ох-ранения транспортных колонн на марше и блокирование наиболее опасных участков дороги путем выставления временных сторожевых застав. Для не-посредственного охранения колонны привлекалось не менее одного БТР (БМП) на каждые 10 машин независимо от того, блокируется маршрут или нет.

    Организация охраны на участке Хайратон - Кабул (по состоянию на 30 мая 1986г.)

    Подготовка транспортных и боевых подразделений осуществлялась по тому же графику, который существовал в армии для подготовки к боевым операциям. Большую сложность представляла подготовка проводки колонн в том случае, когда в составе транспортной колонны были афганские воен-ные и гражданские машины – стоило больших трудов их собрать и сформировать из них достаточно управляемое подразделение.

    Примерами боевых действий по проводке транспортных колонн могут служить следующие операции.

    В августе 1985 г. в соответствии с планом армии и руководства РА осуществлялась подача материальных средств для гарнизона и населе-ния провинциального центра провинции Гур – Чагчарана. Следует отметить, что наибольшее количество грузов предназначалось для населения, пос-кольку командование ОК СВ осуществляло снабжение своего подразделения в Чагчаране вертолетами. Обеспечить продовольствием население этого пункта авиацией не представлялось возможным.

    Руководителем операции по проводке транспортной колонны в Чагчаран был назначен заместитель командира 5-й гв. мсд подполковник В. Т. Кононыхин. В его распоряжение было выделено четыре мотострелковых баталь-она (два из них без роты каждый), пять разведывательных рот, два тан-ковых взвода, необходимое количество артиллерии и подразделений обес-печения. Материальными средствами было загружено 250 советских и аф-ганских автомобилей. С афганской стороны в операции участвовали под-разделения 17-й пд и 4-й тбр, а также батальон Царандоя. Действия войск поддерживались 16 боевыми самолетами и 16 вертолетами.

    Марш на Чагчаран совершался 6 суточными переходами по южной доро-ге. Северная была лучше и несколько короче, но она была на многих участках блокирована противником, который имел данные о намерении про-вести колонну в Чагчаран и считал, что для этого будет использована северная дорога (при подготовке операции были проведены соответствую-щие демонстрационные и дезинформационные мероприятия).

    Первые три дня блокирование дороги и выставление временных сторо-жевых застав не производились. Боевые подразделения сопровождали ко-лонну, следуя в едином с ней походном построении в постоянной готов-ности к отражению нападения противника. Истребители-бомбардировщики прикрывали продвижение колонны и войск, наносили профилактические бом-бовые удары по господствующим высотам. Отряд обеспечения движения вел непрерывную инженерную разведку и разминирование маршрута (всего за время марша в Чагчаран было снято 72 мины и фугаса).

    На 6-й день марша руководитель операции начал предварительное блокирование отдельных участков маршрута, поскольку колонна начала приближение к населенной зоне и вероятность встречи с противником увеличи-лась. Авиация продолжала наносить упреждающие удары по господствующим высотам, а артиллерия – по районам, удобным для устройства засад, а также по тем районам, которые вскоре должны были занимать блокирующие подраз-деления.

    К исходу операции (20 августа) колонна втянулась в Чагчаран и стала под разгрузку. В течение следующего дня подразделения занима-лись обслуживанием техники и подготовкой к боевым действиям в районе восточнее Чагчаран.

    В последующие два дня (22-23 августа) по разведывательным данным, которыми располагал начальник гарнизона, были проведены боевые дейс-твия с тем, чтобы ослабить давление противника на административный центр. Боевые действия прошли успешно – было уничтожено 11 пулеметов ДШК, которые применялись для обстрела города, а самое главное – захва-чено и взорвано несколько складов с оружием и боеприпасами, что на оп-ределенный срок значительно ослабило действовавшую здесь группировку противника.

    Обратный марш проходил без особого воздействия противника, кото-рый видел и ощущал готовность советских войск дать решительный отпор мятежникам.

    Операция проходила в исключительно трудных условиях. На многих участках горного маршрута тяжело груженые афганские автомобили букси-ровались советскими боевыми машинами. Зачастую скорость продвижения колонны не превышала 5 км/час. Подтвердилась низкая дис-циплина афганских водителей, особенно частного транспорта, их неумение действовать в колонне. Они пытались самовольно останавливаться (пить чай и молиться), выйти из-под охраны и прекратить марш под предлогом поломки машин (плату за доставку груза в Чагчаран они получили до на-чала марша, а не после его завершения, как это надо было бы сделать). Колонна постоянно растягивалась, что могло привести к ее разгрому. Только настойчивость советских военнослужащих, которые буквально зас-тавляли афганцев двигаться, а на многих участках буксировали их маши-ны, способствовала успешному завершению операции.

    Проводка транспортной колонны в Чагчаран характеризовалась тем, что боевые подразделения только на некоторых, наиболее опасных участ-ках маршрута, выставляли временные заставы, в основном же они сопро-вождали колонну, поскольку местность не позволяла противнику быстро совершить маневр с одного направления на другое. Потери советских под-разделений в ходе всей операции (на марше и при проведении боевых действий в районе Чагчарана) составили убитыми 2 человека, ранеными – 4 (материалы оперативного управления штаба ТуркВО, д. 50. т. 14, лл. 269-278).

    По-иному проводилась операция по снабжению материальными средс-твами гарнизона и населения провинциального центра Файзабад. Достаточ-ного количества советского и афганского автотранспорта здесь не было. Поэтому решено было все необходимое завести в Файзабад тремя рейсами имевшегося транспорта. Положение осложнялось тем, что в этом районе действовали многочисленные, достаточно сильные отряды непримиримой оп-позиции, подчиненные главным образом Исламской партии Афганистана.

    Боевыми действиями по проводке транспортных колонн в Файзабад ру-ководил командующий 40-й армией генерал-майор В. П. Дубынин. К проведению боевых действий было привлечено 37 батальонов (советских – 15, афганских – 22) (материалы оперативного управления штаба ТуркВО, д. 50, т. 16, лл. 299-341).

    Частные боевые действия гарнизона Чагчаран и боевого сопровождения колонны 15-23.08

    Операция проводилась с 9 июня по 14 июля 1986 г. в три этапа. На первом (9-15 июня) создана необходимая группировка войск, собраны и подготовлены советские и афганские транспортные колонны. В этот же период проведены боевые действия по очистке зеленой зо-ны между Кундузом и Ханабадом от диверсионных групп и мелких отрядов противника, которые могли помещать движению колонн. На втором этапе (16-22 июня) для исключения выхода противника к дороге из районов Ишкамыш и Хост-О-Ференг, в эти районы выдвинуты (высажены) советс-кие и афганские подразделения, которые нанесли противнику поражение, разгромили вскрытые разведкой базы и склады. Эти действия имели и де-зинформирующее значение – руководство оппозиции приняло их за основное содержание деятельности советского и афганского командования и ослаби-ло внимание к сбору транспорта, приняв его за отвлекающий маневр.

    С 24 июня начался третий, главный этап – собственно проводка транспортных колонн. Советские и афганские боевые подразделения блоки-ровали всю дорогу и выставили временные сторожевые заставы. Под их ох-раной начался завоз материальных средств, который продолжался до 10 июля. Все это время боевые подразделения охраняли дорогу, не допуская к ней диверсионные группы противника.

    10 июля разгруженная в Файзабаде после третьего рейса автотранспортная колонна вышла в Кундуз. По мере ее продвижения боевые подраз-деления снимали свои временные заставы и совершали марш в Кундуз. 14 июля они убыли в пункты дислокации.

    Особенностью этой операции было предварительное проведение боевых действий в районах примыкающих к дороге, а также в тех, откуда про-тивник мог бы выйти на коммуникации и попытаться помешать проводке ко-лонн. Другая особенность – это блокирование всего маршрута одновремен-но, без перемещения боевых подразделений в ходе снабженческих перево-зок.

    Этот же прием был использован генерал-лейтенантом Б. В. Громовым в ходе прорыва блокады Хоста и обеспечения его населения материальными средствами в январе 1988 г. Он также взял под охрану всю дорогу од-новременно и не перемещал боевые подразделения, пока не завершилось снабжение Хоста.

    Еще один пример. С 17 по 28 июля 1987 г. была проведена опера-ция по проводке советской и афганской транспортных колонн из Кабула для снабжения гарнизона и населения г. Шахджой (историко-архивный отдел ГШ, ф. 146, оп. 3628. д. 7, с. 247).

    Для участия в этой операции привлекались два батальона и разведывательная рота 56-й одшбр, две мотострелковые роты от 108-й мсд и 191-го омсп, рота охраны 1358-го обо, рота 7-го омсб СПН, подразделения 8-й и 14-й афганских дивизий. Руководителем операции был назначен начальник штаба 56-й одшбр подполковник В. Г. Евневич.

    Сторожевая застава №15 (682 мсп)

    По решению руководителя операции роты 108-й мсд, 191-го омсп, 1358-го батальона охраны и специального назначения блокировали назначенные им участки магистрали и удерживали их в течение всего времени проводки колонн в Шахджой и обратно без перемещения. Подразделения же десантно-штурмовой бригады по мере продвижения транспортных колонн перемеща-лись вперед (во время ночного привала транспорта), последовательно блокируя новые участки. При этом они сделали по 3-4 перемещения при следовании в Шахджой и столько же при возвращении в Кабул.

    Эта операция характеризовалась сложностью организации, т. к. бое-вые подразделения привлекались от 5-ти частей. Большая протяженность?маршрута и недостаток сил не позволили взять под охрану всю дорогу це-ликом – пришлось прикрывать ее, последовательно перемещая подразделения перекатами, что вызывало большое физическое и моральное напряжение?личного состава. В ходе проводки колонн был выполнен большой объем ра-бот по разминированию дороги, боевые подразделения неоднократно отражали попытки достаточно крупных сил противника сорвать проведение снабжения Шахджоя. Особенно сильно это проявлялось на участке Майданшахр-Газни. В последующем пришлось даже отказаться от использования этого участка – все другие проводки колонн в Шахджой до самого вывода советских войск из Афганистана осуществлялись в обход Майданшахра.

    Операция по проводке колонны по маршруту Кабул-Шахджой 17-28.07.1987г.

    Выполнение охранных задач советскими войсками – охрана и оборона режимных зон, народнохозяйственных и военных объектов, обеспечение функционирования коммуникаций – было одной из вынужденных, но важней-ших обязанностей 40-й армии. Что касается проводки транспортных колонн с военными и народнохозяйственными грузами, то она всегда рассматрива-лась и планировалась как специфический вид боевых действий.

    Кроме советских застав и постов, в режимных зонах несли службу и афганские посты. Для высвобождения определенного количества советских подразделений от несения охранных задач (в плане подготовки к предсто-явшему выводу советских войск) в 1986 г. были проведены специальные боевые, действия в районах городов Герат и Кандагар. В ходе этих боевых действий были созданы пояса безопасности из афганских сторожевых застав, которые тремя кольцами охватывали эти города. Такие действия и создание поясов безопасности значительно улучшили положение в городах и позволили привлечь к активному сотрудничеству с государственной властью некоторые ранее перешедшие на сторону правительства, но про-являвшие пассивность, отряды оппозиции.

    Таким образом, охрана и оборона войск и объектов в Афганистане осуществля-лась в единой системе с привлечением более 40% сил и средств.

    Задачи по охране войск и объектов, которые выполнялись в Афганис-тане советскими войсками, для командиров всех степеней были новыми. Знаний и опыта подобных действий накоплено не было, так как в процессе подготовки офицеров и подразделений Советской Армии выполнение таких функций не предусматривалось.

    Фото: Леонид ЯКУТИН

    Рекомендаций уставов и наставлений по этим вопросам нет (за исключением сторожевой службы и службы полевых караулов, что не могло быть в полной мере использовано в Афганистане). Командирам всех степеней пришлось на практике постигать искусство ор-ганизации и выполнения охранных функций.

    Новыми для советского командования были также организация и ведение боевых действий по проводке транспортных колонн с материальными средствами через территорию, контролируемую отрядами противника. Этот вид боевой деятельности в Афганистане также осваивался командирами, штабами и подразделениями непосредственно на практике.


    Вспоминает майор Василий Дегтев

    Наиболее поучительными, на мой взгляд, были примеры изменения нашей тактики в зависимости от изменения тактики мятежников при сопровождении колонн с грузами по маршруту Кабул-Гардез. Мой батальон сопровождал колонны на этом маршруте до пункта передачи – Мухамедага-Вулусвали.

    До начала сентября 1983 г. колонны сопровождались следую щим образом. Парашютно-десантная рота на 6-7 БТР-70 с саперным отделением, расста вив БТРы равномерно по колонне, сопровождала колонну. Наиболее опасный участок дороги, где мятежники устраивали засады и минировали полотно, был от нефтебазы до Мухамедага-Вулусвали. Это двенадцать километров сплошной зеленой зоны, которая подходит к дороге на расстояние от 50 до 400 метров. Так же на этом участке было много заброшенных и разрушенных домов, представлявших собой превосходные укрытия для мелких диверсионных групп. По опушке зеленой зоны протекает река Логар. Почти на всем протяжении опасного участка маршрута по берегу реки у душманов были отрыты окопы на 10-12 человек, к которым они перемещались по мере необходимости по руслу реки.

    В этой зоне автоколоннам приходилось двигаться со скоростью 2-3 км/час, так как саперы были вынуждены практически каждой шаг прощупывать щупами и миноискателями.

    Один из примеров. 5 сентября 1983 г. 3-я парашютно-десантная рота сопровождала колонну бензовозов в количестве 60 ма шин. Двигаясь со скоростью 2-3 км/час, на этом 12-километровом участ ке колонна и рота два раза попадали в засаду. Я был срочно выписан из полкового медицинского пункта и направлен с 1-й пдр на выручку 3-й пдр. Прибыв на место боя, мне с командиром первой роты пришлось организовывать растаскивание затора из горящих машин.

    Более двух часов л/с 1-й и 3-й пдр под огнем противника освобождал дорожное полотно от горящих машин (а порой и целых, т. к. водители KАМАЗов при начале обстрела всегда бросали машины и в лучшем случае отстреливались из-за колеса или из кювета, загородив своей машиной проезжую часть). Так в тот день погиб заместитель командира 1-го пдв 3-й пдр. Смертельно раненый в сердце, он все-таки успел убрать в кювет машину с проезжей части.

    Около 3,5 часа 1-я и 3-я пдр прорывались с колонной к пункту передачи, при этом потеряв 12 бензовозов, два БТР-70 и двух солдат убитыми. По возвращении в полк мы с офицерами батальона в течение двух суток выбирали наилучший из вариантов сопровождения колонн. При этом учитывалось, что на сопровождение (согласно приказу командующего 40-й армии) выделялась всего 1 пдр. Однако расчеты показывали, что одной ротой никак не обойтись.

    Нам удалось убе дить командование, что для обеспечения безопасности проводки колонн на этом участке необходимо выделять две, а не одну роту. Мы начали сопровождать автомобили немного по-другому. Одна рота, так же как и раньше, вела колонну со скоростью 2-3 км/час по трассе, а другая – в пешем строю прочесывала местность справа и слева от дороги почти до самого пункта передачи.

    С воздуха нас прикрывала пара Ми-24. Четыре раза нам удалось провести колонны без потерь. Противник был вынужден отступить за реку Логар с мес т заранее подготовленных засад.

    Однако душманы проанализировали изменения в нашей тактике и уже 14 сентября 1983 г. трансформировали и характер своих действий. Они подготовили засаду, но под давлением прочесываю щей роты ушли за р. Логар и укрылись там. А после того как прочесывающая рота отошла от места засады на 500-600 м, духи скрытно вернулись на прежнее место и сделали всего лишь один залп из 3-4 РПГ-2(7) и стрелкового оружия.

    Однако и этого было вполне достаточно – в сопровождаемой нами колонне сгорело 10 КАМАЗов (с прицепами с боепри пасами) и 4 бензовоза. Почти неделя потребовалась, чтобы с офицерами батальона выработать новый способ сопровождения колонн, выбить у командира дивизии разрешение на привлечение танкового взвода и еще одной роты. После 14.9.83 г. мы начали сопровождать автоколонны следующим обрезом.

    Одна рота без взвода уходила на диспетчерский пункт за колонной, а потом вела ее по маршруту. А две другие роты со взводом сопровождающей роты, танковым и мин. взводом, сапер ным отделением входили в зеленую зону. Саперы проверяли дорогу, снимали мины и фугасы, а взводы я расставлял в зеленой зоне, выделяя на взвод 400-600 м по фронту на самом берегу p. Логар, чтобы просматривался противоположный берег. Между взводами промежуток составлял всего 500-600 м.

    Проверив саперами дорожное по лотно и расставив взводы (своеобразными опорными пунктами), я давал команду сопровождающей роте (она останавливала колонну примерно в 1-2 км от входа в зеленую зону и ждала моего сигнала) на движение и она с сопровождаемой колонной на максималь ной скорости (50-60 км/час) проскакивала зеленую зону всего за 20-25 мин.

    Методом проб и ошибок мы пришли к оптимальному варианту проводки автоколонн – лишили душманов возможности вплотную подходить к дороге для нападения на наши автомобили и колонны в среднем находились в опасной зоне не более 30 мин (и то на большой скорости). Два раза душманы пытались по старой схеме выйти к дороге. Однако наткнувшись на наши подразделения и понеся потери (первый раз – 7 чел., 1 РПГ-2, 4 АК, 2 английские винтовки «Ли-Энфилд»; второй раз – 3 чел., 3 АК) духи были вынуждены уйти за р. Логар. Через некоторое время они перестали лезть напролом и начали искать промежутки между взводами. Тогда мы начали перемещать взводы за душманами, сокращая тем самым промежутки между взводами при необходимости до 100 м.

    Используя такой способ, батальон около года водил колонны без потерь. Чувствуя невозможность прорваться к дороге, душманы стали вести редкий ружейный огонь с противоположного берега р. Логар. Хоть он и не приносил нам какого-либо ощутимого урона, но все равно было неприятно (если так можно сказать об обстрелах). И тогда мы внесли следующее изменение. Впереди саперов (примерно до 200 м) один из взводов прочесывал местность с задачей – прикрыть саперов, обнаружить провода управления минами и самое главное– не допустить внезапного нападения духов.

    Этот взвод наиболее подозрительные участки обстреливал из гранатометов, стрелкового оружия и, если требовалось, то вы зывал туда огонь БМП-2 и АГС- 17. А с воздуха пара Ми-24 по нашей наводке в 600-800 мот этого передового взвода обрабатывала зе леную зону, перенося огонь по мере продвижения подразделения вперед. А остальные взводы в это время блокировали зеленую зону.

    При сопровождении колонны назад (в Кабул) при прохождении ее взвода, стоящего на блоке, взвод обрабатывал огнем зеленую зону впереди себя и отходил к дороге (где стояла его бронетехника), а затем следовал на большой скорости за колонной.

    Майор Василий Александрович Дегтев в Афганистане был с 27 апреля 1983 г. по 15 июня 1985 г. в должности командира батальона.


    Евгений Григорьевич НИКИТЕНКО
    генерал-майор
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Поиск

    Часы

    Календарь
    «  Март 2024  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
        123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    25262728293031

    Максим ака Т-34, 2024 год Бесплатный хостинг uCoz