Меню сайта

Минипрофиль
Привет: Гость

Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!

Форма входа

Друзья сайта
  • Команда Сфинкс, Львов
  • Ясиноватский страйкбольный клуб "VIKING"

  • Полезные сайты
  • Клуб реконструкции войны в Афганистане
  • Наша Армия СССР
  • Первый украинский страйкбольный ресурс
  • Областной Луганский Страйкбольный Клуб
  • Одесский страйкбол
  • Ассоциация страйкбола
  • Страйкбол Кировограда
  • Федеральная группа войск
  • Свободный страйкбол

  • Афганская кампания: невостребованный опыт

     

    Боевая деятельность 40-й А по охране народнохозяйственных, военных объектов и коммуникаций

     

    Одной из главных и труднейших задач наших войск в Афганистане бы-ла охрана различных объектов, имевших жизненно важное для этой страны значение, основных коммуникаций, а также проводка автомобильных колонн с грузами по территории, контролируемой оппозицией.

     

    Продолжение.

    Начало в «ВКО» № 3 за 2008 г.

    Необходимость охраны объек-тов была вызвана резким увеличением количества диверсий мятежников, что, в свою очередь, связано с переходом вооруженной оппозиции к концу 1980 г. к тактике партизанской войны. Увеличение количества диверсий вызвало увеличение потерь личного состава. Задачи по охране объектов ОК СВ пришлось выполнять с первого дня пребывания в Афганистане. Однако только в 1981 г. охрана объектов и коммуникаций только начала складываться в достаточно стройную систему.

    В 1981 г. по настоянию советского военно-политического руководства в целях обеспечения безопасности и общественного порядка, предупреждения и пресечения враждебных действий сил оппозиции решением руководства Афганистана вокруг важных административных центров, аэродромов, электростанций, тоннелей, были созданы так называемые 15-километровые режимные зоны. В этих зонах установлен особый порядок жизни и деятельности населения.

    Все лица мужского пола от 13 лет и старше, которые постоянно проживали на данной территории, должны были – пройти регистрацию в органах МВД Афганистана и получить соответствующий документ, который они должны иметь постоянно с собой (до этого никаких документов афганское население не имело). Проводить в зоне мероприятия, связанные со скоплением большого количества людей в одном месте (свадьбы, похороны и т.п.), можно было только после согласования с местными органами МВД. Всякое перемещение людей внутри зоны после 23 часов запрещалось. Прибытие в зону и убытие из нее разрешалось только через контрольно-пропускные пункты с обязательной регистрацией людей и грузов. Были и другие ограничения, направленные на пресечение проникновения в зону отрядов и групп оппозиции.

    Поддержание порядка в зонах, контроль за перемещением населения возлагался на органы МВД и МГБ Афганистана и на афганские части. Всего была создана 21 режимная зона. Все они разделялись на участки ответственности соединений и частей, в которых создавались военные комендатуры из представителей армии, МВД и МГБ Афганистана, контрольные и контрольно-пропускные пункты. Руководство военными комендатурами осуществляло министерство обороны РА.

    Военные комендатуры обеспечивали безопасность, общественный поря-док и установленный в зоне режим; выявляли и ликвидировали вооруженные оппозиционные, бандитские и другие преступные группы и элементы; охраняли важные военные и экономические государственные объекты; осуществляли социально-экономические преобразования, налаживали нормальную жизнь на территории зоны; оказывали помощь местным органам власти. Руководили обеспечением порядка в режимных зонах афганские армейские командиры совместно с работниками местных партийных и государственных органов.

    Охрана и оборона военных и государственных объектов отнимала до 40% сил и средств 40-й А 
    Фото: Леонид ЯКУТИН

    Однако главная роль в охране всех объектов в системе режимных зон и, особенно, важнейших коммуникаций принадлежала советским войскам, для чего привлекались специально созданные для этой цели батальоны охраны, мотострелковые, воздушно-десантные и другие подразделения. Руководство подразделениями, выделенными для охраны объектов, осуществлялось офицерами, назначенными приказом командующего армией № 0163 от 14.08.84 г. ответственными в режимных зонах от ОК СВ.

    Подразделения, выделенные для охраны войск и объектов, свои задачи выполняли путем выставления сторожевых застав. Всего в Афганистане в системе режимных зон было выставлено 543 сторожевые заставы, где несли службу 12616 человек. Постоянные сторожевые заставы к 1985 г. представляли собой достаточно укрепленные пункты, приспособленные для длительного проживания личного состава и несения им боевой службы. Они имели защищенные помещения для личного состава, укрытия от огня противника, окопы, ходы сообщения, позиции для огневых средств и боевой техники.

    Каждая застава подготовлена к круговой обороне. Подходы к ним прикрывались минными полями (сигнальными и боевыми), проволочными или электризованными заграждениями. Для оборудования застав использовались различные постройки или их развалины. Многие заставы созданы личным составом на голом месте. Для этого применялись снарядные и патронные ящики, наполненные грунтом, земленосные мешки, стандартные сборные пулеметные сооружения (СПС), гильзы артиллерийских снарядов, подручные материалы – глинобитные кирпичи, камни и т.п. В оборудовании застав проявлялась широкая инициатива и выдумка командиров и всего личного состава. Многие заставы, расположенные вблизи источников воды, имели бани с парилками.

    На каждой заставе создавались запасы боеприпасов (не менее пяти боекомплектов), продовольствия, горючего (не менее чем на 10 дней) и воды.

    Смена подразделений застав, находившихся на охране дорог и государственных объектов, осуществлялась в основном через 3 месяца, а в охранении военных городков – через месяц.

    Для несения повседневной службы на заставах назначался суточный наряд (дежурный и 2-3 дневальных, по одному наблюдателю на позициях огневых средств и парный патруль). Для своевременного обнаружения противника и оповещения о нем, на скрытых подступах к заставе выставлялись, секреты или выносные сторожевые посты. Маршруты выхода на эти посты оборудовались укрытиями и обеспечивали безопасность перемещения личного состава, удобство ведения огня и огневой поддержки сторожевой заставой. Наблюдатели, секреты, патрули и выносные посты между собой имели зрительную связь.

    Оборона режимной зоны аэродрома (вариант)

    В ночное время и днем в условиях плохой видимости для несения боевой службы на заставах привлекалось не менее 2/3 личного состава. Проверка несения службы на позициях командиром заставы осуществлялась днем через 2 часа, ночью – через час.

    Условные обозначения

    В связи с необходимостью создания большого количества сторожевых застав и недостатком общевойсковых подразделений, часть сторожевых застав образовывалась за счет танковых, артиллерийских, противотанковых и других специальных подразделений. Часто они несли службу самостоятельно, но иногда усиливались мотострелковыми отделениями.

    Артиллерийские и танковые заставы обычно располагались так, чтобы они могли выполнять две задачи – охранять порученный им объект и поддерживать огнем орудий или танковых пушек соседние заставы.

    Всего силами 40-й армии на маршрутах и в режимных зонах – создано 869 сторожевых застав, на которых несли службу (непосредственно на заставах) 20 тыс. 200 чел. (архив в/ч 10010, д. 50. т. 28. с. 285). В среднем каждая застава насчитывала от 20 до 25 человек личного состава.

    Охрана и оборона объектов советско-афганского экономического сотрудничества по межправительственному соглашению возлагалась на афганскую сторону. Однако в связи со сложной обстановкой в соответствии с распоряжением Совета Министров СССР советские войска принимали участие в охране более 20 народнохозяйственных объектов, включая такие предприятия сотрудничества, как завод азотных удобрений и жилой поселок в г. Мазари-Шариф, перевалочная база Хайратон, газопромыслы в районе Шибарган, институт и автомеханический техникум в Кабуле, авторемонтный завод Джангалак, кабульский аэропорт, жилые городки советских специалистов в Кундузе, Джелалабаде, текстильная фабрика в Гульбахаре, ГЭС Суруби и Наглу и др.

    Охрана и оборона пункта постоянной дислокации (вариант)

    Охрана и оборона всех этих объектов осуществлялась в общей системе режимных зон с выставлением дополнительных сторожевых постов и караулов. Кроме того, по решению советского правительства осуществлялось сопровождение некоторых коллективов советских специалистов бронегруппами при следовании на работу и обратно. Большинство объектов имело двойную охрану – внутреннюю и внешнюю, и осуществлялось подразделения-ми и советских, и афганских войск.

    Всего для охраны объектов советско-афганского сотрудничества и советских специалистов, работавших на них, было привлечено 8 батальонов (дивизионов) и 13 рот (батарей), что составляло около 3 тыс. чел. личного состава, 20 танков, 247 БТР (БМП) и более 70 стволов артиллерии.

    Ответственность за организацию охраны и обороны аэродромов, включая кабульский международный аэропорт, возлагалась на начальников советских гарнизонов (командиров соединений, отдельных частей).

    Для организации охраны и обороны, управления службой и боевыми действиями против наземного противника назначался начальник обороны (обычно один из заместителей командира соединения, части) и заместители начальника – по наземной обороне (командир подразделения охраны), по воздушному прикрытию и внутренней охране аэродрома (командир авиационной части), по противовоздушной обороне (командир зенитного подразделения).

    На дальних подступах охрана осуществлялась сторожевыми заставами, удаленными от аэродрома на 5-20 км в общей системе охраны режимных зон. Таких сторожевых застав для охраны 10-ти аэродромов было создано 140.

    Кроме того, 224 заставы выполняли двойную задачу – они стояли на дорогах, проходящих через режимные зоны, и входили как в систему охраны дорог, так и в систему охраны режимных зон.

    По периметру все аэродромы охранялись сторожевыми заставами и постами, выделяемыми из специально назначенных подразделений. На командных пунктах этих подразделений создавались и содержались в постоянной готовности подвижные резервы сил и средств.

    Внутренняя охрана объектов аэродромов организовывалась командирами авиационных частей, которые назначали караулы для непосредственной охраны и обороны казарм, складов, стоянок самолетов и т. п. По периметру аэродрома и вокруг его объектов создавались проволочные заграждения и сигнальные минные поля. Опасные подступы прикрывались боевыми минными полями.

    Зенитные установки (в большинстве своем это были ЗСУ-23-4, ЗУ-23, ЗПУ), кроме прикрытия аэродрома с воздуха, готовились к поражению и наземного противника.

    Военные городки советских частей на дальних подступах охранялись в общей системе режимных зон. По периметру охрана и оборона осуществлялась собственными сторожевыми заставами. Отдельные объекты (жилые зоны, парки боевой техники, склады и т.д.) охранялись караулами и суточными нарядами.

    Для поддержки боя сторожевых застав, охранявших военные городки, назначались дежурные артиллерийские и минометные подразделения, находившиеся на огневых позициях внутри городков. Для отражения нападения крупных отрядов оппозиции всем подразделениям, дислоцировавшимся в городке, указывались оборонительные позиции, которые они занимали согласно боевого расчеты (за все время пребывания в Афганистане к этому не пришлось прибегать ни разу).

    Однако такая система охраны и обороны объектов сложилась не сразу. Она претерпела ряд изменений и на протяжении своего формирования не избежала недостатков. Как отмечал в своем выступлении на Военном совете армии, проведенном летом 1983 г., Маршал Советского Союза С. Л. Соколов, существовавшая в то время система охраны и обороны не в полной мере обеспечивала ее надежность, вследствие чего аэродромы Кандагар и Джелалабад систематически обстреливались противником. Подвергались обстрелу транспортные самолеты, заходившие на посадку на аэродромы Баграм, Шинданд, Файзабад.

    Только за первое полугодие 1983 г. от обстрелов мятежниками аэродромов Джелалабад и Кандагар было повреждено на земле 3 самолета Су-17, 9 вертолетов Ми-24, 4 Ми-8 ВВС армии и афганский вертолет. Имелись повреждения средств управления и обеспечения полетов, ранения личного состава.

    Системы охраны войск и объектов ОКСВ

    Противник менял способы обстрела аэродромов, использовал для этой цели автотранспорт и другие средства. Однако подразделения охраны слабо реагировали на эти изменения, подвижные группы на бронетехнике не создавали, взаимодействие с вертолетами, несшими дежурство на аэродромах, не организовывалось.

    Так, 3 июня 1984 г. из минометов было обстреляно расположение управления 108-й мсд и огневая позиция артиллерийской батареи, оборонявшей аэродром Баграм. Находившийся в 400 метрах от стреляющего миномета противника пост с танком не только не пытался его уничтожить, но даже не заметил его.

    Проверка охраны аэродромов в 1984 г. показала, что во многих случаях не обеспечивалась их охрана от огня минометов. Вся система охраны строилась на том, что противник будет применять огонь из стрелкового оружия, в то время как он перешел к минометному обстрелу объектов.

    Анализ диверсий мятежников в 1984 г. показывает, что противник достиг их довольно высокой эффективности, на что указывает прямая зависимость потерь личного состава от количества диверсий.

    Необходимо было полностью исключить не только обстрел, но и приближение противника к объектам войск армии, что должно было обеспечиваться размещением постов или наблюдательных пунктов так, чтобы просматривалась вся охраняемая зона и подступы к ней, а также, чтобы была зрительная и огневая связь между соседними постами при охране объектов несколькими постами.

    Для повышения надежности охраны и обороны аэродромов на тот момент считалось целесообразным установить круглосуточное наблюдение в районах аэродромов, в том числе и ночью с использованием имеющихся средств, в сектора взлета и посадки на период проведения полетов выделять подвижные бронированные группы. Для оперативности действий на каждом аэродроме было необходимо организовать прямую телефонную связь между командным пунктом командира батальона охраны и руководителем полетов.

    Однако, несмотря на принимаемые меры, даже к 1985 г., когда сложилась система охраны аэродромов, не удалось полностью исключить обстрелы, которые продолжались вплоть до вывода советских войск из Афганистана. Это объясняется не только периодической (через 1,5-2 года) заменой личного состава подразделений охраны, но и невозможностью обеспечить закрытие зоны ответственности от проникновения мятежников, т. к. сложный рельеф и наличие в зоне большого количества кишлаков не позволяли добиться этого.

    Продолжение следует.

    Евгений Григорьевич НИКИТЕНКО
    генерал-майор
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Поиск

    Часы

    Календарь
    «  Июль 2017  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
         12
    3456789
    10111213141516
    17181920212223
    24252627282930
    31

    Максим ака Т-34, 2017 год Бесплатный хостинг uCoz